30 марта в 12 корпусе СГУ в рамках научно-образовательного фестиваля «Неделя педагогического образования» состоялся «круглый стол», посвящённый образу школы завтрашнего дня. В разностороннем и заинтересованном обсуждении приняли участие преподаватели СГУ, методисты, выпускники и студенты, в том числе, участники Всероссийского студенческого конкурса педагогического мастерства «Шаг в профессию». Модераторами дискуссии выступили проректор по учебно-методической работе Е.Г. Елина и заведующий кафедрой методологии образования факультета психолого-педагогического и специального образования Е.А. Александрова.
Елена Генриховна в кратком вступительном слове обозначила широкий спектр методических и организационных вопросов, которые вызывает словосочетание «школа будущего», и пригласила присутствующих к обмену мнениями.
Обсуждение открыла доцент кафедры информационных систем и технологий в обучении М.В. Храмова. Она подняла вопрос о содержании понятий «цифровой учитель» и «цифровой гражданин», а также о степени их уместности и востребованности в условиях современной школы. Марина Викторовна призвала использовать цифровые приложения и обращаться в педагогической работе к гаджетам, в которых разбираются молодые учителя.
Старший преподаватель кафедры управления развитием образования СОИРО, победитель конкурса «Учитель года – 2016» Д.А Логинов, продолживший дискуссию, сосредоточился на вопросах индивидуализации и вариативности образования. Он указал на широкое распространение системы неформального образования, при котором традиционная школа может выполнять лишь аттестационную функцию. Выступавший указал на теоретическую возможность расширения её полномочий. «Готова ли школа к такой конкуренции?» – сформулировал вопрос Дмитрий Александрович.
Специалист по педагогическому образованию, преподаватель русского, английского и немецкого языков М.А. Фризен (Германия) в записанном специально для этого заседания видеоматериале рассказала участникам «круглого стола» о распространённом в ФРГ типе социального образования – интеграционной школе. Она описала модели трёх наиболее типичных школ Германии: гимназии, реальной школы и базовой школы. Каждая из этих структур принимает детей конкретных способностей и наклонностей. В результате этого дифференцирующее решение, определяющее судьбу ребёнка, принимается слишком рано. Марина Александровна подробно описала альтернативную модель обучения – интеграционные школы, лишённые принципа разделения учащихся по уровню их способностей. Внутри класса объединяются дети с разными интеллектуальными запросами. Это позволяет ученикам полностью раскрыться в том темпе, который необходим каждому конкретному ребёнку.
Проректор по информационным коммуникациям и дистанционному образованию СОИРО Ф.А. Белов в своём выступлении проанализировал основные составляющие принципа индивидуализации образования. Первым он выделил личностно ориентированный подход, который насущно необходим для развития всей школьной системы. Реальным шагом приближения к этому Филипп Анатолиевич назвал предоставление дополнительных услуг. Комментируя это выступление, Е.Г. Елина указала на необходимость общения учителей с учениками.
Доцент кафедры математического анализа Е.В. Разумовская обратилась к вопросу: «Какого студента преподаватель хотел бы видеть в аудитории?». Елена Владимировна указала на снижение базовых знаний у первокурсников – вчерашних выпускников школ – и обозначила потребность в возвращении к модели разносторонней компетентности, использовавшейся советской школой. Она предположила, что полученное в начальных классах базовое универсальное образование должно сменяться системой спецкурсов. Также Елена Владимировна указала на желательное встраивание в образовательную систему дополнительных образовательных услуг по выбору.
На встрече состоялась презентация «Проектов новой школы» – один из этапов Всероссийского студенческого конкурса педагогического мастерства «Шаг в профессию». В ходе демонстрации своих замыслов «тройки» студентов-педагогов описали практические преимущества такой формы, как «школа-предуниверситарий», исследовали значение инновационной школы для региона, ответили на вопрос «Какой хотели бы видеть школу первоклассники?», рассмотрели гипотетическую школу будущего в трёх аспектах: интеллектуальном, коммуникативном и духовном.
В ходе свободной дискуссии были обсуждены два вопроса. Первый из них формулировался так: «Новая школа начинается с нового человека или с нового пространства?». Он вызвал живое обсуждение и показал разноплановые подходы и позиции участников «круглого стола». Если конкурсантка «Шага в профессию» Виктория Милова выразила уверенность, что школа должна, в первую очередь, идти вслед за потребностями ребёнка, то Д.А. Логинов, напротив, обозначил высокую степень самоопределения в процессе образования: «Если я знаю, что именно мне нужно, я начинаю искать ресурсы для самореализации в образовательном пространстве. И весь вопрос только в том, кто меня подтолкнёт в нужном направлении».
Е.Г. Елина напомнила, что современное понимание о «пространстве» образования может быть ограничено требованиями профессиональных стандартов, школьной администрацией, давлением со стороны родителей.
Обсуждение коснулось и вопроса «Может ли образование идти за интересом ребёнка?». Участница конкурса «Шаг в профессию» Анастасия Щаулова продемонстрировала убеждённость в том, что каждый ребёнок сам знает, чего он хочет, и задача школы состоит в том, чтобы дать ему возможность реализоваться. Старший преподаватель кафедры русской филологии и медиаобразования на базе Гуманитарно-экономического лицея М.И. Кабанова выразила сомнение в том, что школа в состоянии дать возможность для самореализации всем. Эту мысль развил другой выступающий. Ф.А. Белов указал, что даже если школа будет идти вслед за пожеланиями ученика, то в дальнейшем мир не будет подстраиваться под него, в результате чего школа рискует выпустить человека, не подготовленного к жизни. «Мы учитываем мнение ребёнка, но не подстраиваемся под его запрос», – сформулировал он свою позицию.
Подводя итоги «круглого стола», Е.А. Александрова выразила удовлетворение позитивной атмосферой обсуждения. Она привела цитату из Декларации ООН: «Мир, пригодный для жизни детей, должен строиться при их участии».