21 марта в XIV корпусе Саратовского университета в рамках научно-образовательного фестиваля «IV Неделя педагогического образования» состоялось открытие конкурса «Шаг в профессию». Он проводится уже в двенадцатый раз. Студенты-педагоги, принимая участие в состязании, выступают с самопрезентацией, представляют свои проекты и показывают, каким должен быть современный учитель.
Заместитель начальника Управления социальной работы М.И. Кабанова своим приветственным словом задала настрой будущему соревнованию: «Конкурс – это всегда удовольствие, это всегда победа, это проба пера. Пусть сегодня у всех она будет удачной!». Идейный вдохновитель Недели педагогического образования, проректор по учебно-методической работе Е.Г. Елина обратилась к участникам с тёплыми словами: «В центре образовательного процесса всегда стоял учитель – человек с особым магнетизмом, харизмой, тайной, который способен увлечь учеников, заинтересовать их своим предметом. Победителей выберут, но побеждённых не будет. Я хочу пожелать успеха всем конкурсантам, ведь уже завтра они придут в школы к реальным ученикам, которых им предстоит расположить к себе».
В этом году участие в состязании приняли двенадцать студентов из разных городов Поволжья: Балашова, Волгограда, Глазова, Саратова. По очереди конкурсанты выступали с презентацией: в течение минуты они рассказывали о себе и о специфике профессии учителя. По традиции временные границы выступления обозначались условным сигналом – звоном школьного колокольчика. Честная жеребьёвка определила порядок презентаций.
Первой стала студентка Балашовского института Снежана Ишекова – будущий учитель английского языка. Она рассказала о причинах своего профессионального выбора, а также поделилась мнением о том, каким должен быть хороший педагог: «Современный учитель – уникальный человек, это настоящая личность, которая помогает раскрыться талантам своих учеников. Именно педагогу дано право воспитать человека будущего».
Ирина Кузьмичёва, студентка факультета иностранных языков и лингводидактики СГУ, подготовила яркую видеопрезентацию и прочла собственное стихотворение о школе, сочинённое на мотив детского стиха «Дом, который построил Джек».
Участник из Глазова Илья Салтыков не только учится на педагога, но и преподаёт в средней школе уроки физики, а также ведёт классное руководство. С помощью своей презентации он познакомил зрителей и жюри со своими учениками, а также показал небольшой физический опыт.
Виктория Морозова, студентка из Волгограда, – психолог. В своём выступлении рассуждала на тему значения профессии учителя и его важной миссии: «От усилий педагога зависит будущее цивилизации. Тот, кто связывает свою жизнь со школой, оценивает свои успехи по победам учеников».
Будущий учитель начальных классов Анна Третьякова в презентации рассказала о своей семье, все члены которой связали свою жизнь с преподаванием. Поэтому выбор девушки был очевиден: когда пришла пора поступать в университет, она решила стать учителем, чтобы продолжить педагогическую династию.
Студент факультета психолого-педагогического и специального образования СГУ Степан Ахметов станет учителем технологии. Он убеждён, что «школа должна стать для ученика домом, в котором он будет себя безопасно чувствовать. Многое школьники должны познавать сами, а не получать готовые знания от учителя».
Оксана Скоробогатова, студентка Института химии, в своей презентации затронула тему модернизации образования. «Каким должен быть современный учитель? Меняется школа, дети, должен меняться и педагог. Учитель одновременно является и учеником – он перенимает у детей их лучшие качества».
Студентка физического факультета СГУ Маргарита Донич продолжила мысль предыдущей участницы: педагог постоянно учится, совершенствуется, узнаёт много нового и передаёт знания своим ученикам.
Конкурсантка из Глазова Ольга Шумина также рассуждала о значении преподавательской работы: «Педагог – уникальный человек. Он как кекс, в котором больше изюминок, чем теста». Её землячка, Ираида Владыкина, после учёбы в университете станет учителем физики и информатики. Вспоминая о причинах своего профессионального выбора, участница призналась, что в детстве процесс учительской проверки тетрадей казался ей занимательным.
Студент Института физической культуры и спорта СГУ Алексей Мясников в будущем станет школьным учителем физкультуры. Говоря о том, что учитель должен прививать детям любовь к спорту, мотивировать их на соблюдение режима дня, рассказывать о пользе ведения здорового образа жизни, Алексей наглядно продемонстрировал свои умения – показал упражнения с футбольным мячом.
На презентацию Полины Ганиной, студентки Института филологии и журналистики СГУ, пришли её ученики. Они поддержали своего педагога и рассказали о том, чему их научила Полина за время её работы с классом.
После завершения выступлений конкурсантов слово предоставили членам жюри. Олег Янковский, аспирант ИФиЖ СГУ, победитель конкурса «Шаг в профессию – 2015», выразил своё уважение участникам: «Почему-то часто получается, что сейчас в школу идут работать случайные люди – те, кто пошёл учиться на педагога без желания. Я хочу сказать, что работать с детьми должны именно такие люди, как вы: умные, талантливые и любящие свою профессию».
Начальник Управления социальной работы Н.П. Сергеева поблагодарила студентов за интересные презентации: «На сегодняшнем мероприятии сложилась тёплая и дружеская атмосфера, которая, я надеюсь, продлится все дни конференции».
После небольшого перерыва начался конкурс эссе в публичной форме на тему «Инклюзивные практики преподавания предмета в аспекте проблем и возможностей». М.И. Кабанова познакомила конкурсантов с коллегами-экспертами, которые наряду с членами жюри оценивали работу студентов: Е.С. Пяткиной, директором центра «Парус надежды», и С.Ю. Кузнецовой, руководителем Центра инклюзивного сопровождения и социальной адаптации студентов СГУ.
За две-три минуты участники представили комиссии свои эссе на заданную тему и отразили в нём задачи учителей определённой отрасли (физики, химии, литературы, технологии, физической культуры), связанные с инклюзивным образованием. Двенадцать конкурсантов рассказали о своём видении инклюзии, обозначили суть такого образования, его основные методики и практики, собственные алгоритмы работы с особенными детьми, поделились личным опытом и обсудили перспективы развития данной сферы. В завершение первого дня конкурса экспертное жюри выставило баллы участникам и подвело итоги работы.
Сегодня, 23 марта, студенты демонстрируют свои педагогические навыки на уроках в Физико-техническом лицее № 1. Завтра им предстоит очередное задание – «Родительское собрание».
По материалам Центра СМИ СГУ